В Чечне отреставрировали башни времен нашествия Тамерлана

В древнем высокогорном чеченском селе Хой, где дорога обрывается в ущелье, а вершины Кавказского хребта врезаются в облака, отреставрировали старинные башни — боевую и две жилые, а также мечеть с медресе.

На пути Хромого Тимура

Этим памятникам архитектуры не одна сотня лет: башням — 600-700, а мечети — более 450. Все они были разрушены. Причем свое дело сделало не только время. Более 70 лет, после депортации чеченского народа, за сооружениями никто не присматривал. В итоге крыши рухнули, а следом начали рассыпаться и стены.

Такой башня простояла 700 лет, пока не была взорвана. Фото: Владимир Аносов

Боевую же башню, которая до конца XX века простояла в целости и сохранности, взорвали в 2000 году ради забавы. Камни упали на дно ущелья, откуда их потом доставали. Ведь особенность реставрации этих памятников заключалась как раз в том, что восстанавливали объекты из тех самых камней, из которых они были сделаны сотни лет назад. Специалисты собирали их по всей окрестности, проводили анализ, чтобы определить дату, когда материал использовали в кладке. Кстати, она везде сухая, то есть без использования каких-то скрепляющих растворов — с такой точностью подгонялись камни.

У села Хой вообще непростая история. Первые поселения здесь возникли около 2,5 тысячи лет назад, но жили в них охотники, поэтому постоянными такие села назвать было нельзя. Когда здесь появился уже обжитой населенный пункт, сказать точно сложно. Однако у вайнахов очень сильна историческая память, многие семьи ведут летописи.

— Есть те, кто в своих летописях доходит до 35-го поколения и пишет, что предок прибыл сюда в 357 году по хиджре (исламское летоисчисление. — Ред.), это где-то 1100 лет назад, — рассказывает местный имам Абдулла Галбацов. — Расцвет Хоя пришелся на то время, когда здесь пролегал путь Хромого Тимура. Внизу по дну ущелья его войска проложили дорогу, по которой шли караваны купцов до Пятигорска и Дербента. Местные жители продавали им еду, предоставляли корм для животных и оказывали различные услуги.

Мы идем с имамом по древнему селу, прилепившемуся к скалам, и он показывает вдаль рукой:

— Вот здесь жил мой 21-й предок, там — 17-й, а там — четвертый, дом же моего прадеда находится вдалеке, отсюда видна его белеющая крыша. Самые древние дома расположены на скале почти на обрыве, так как село строилось снизу вверх.

Возвращение домой

В 1944 году отсюда выдворили всех жителей. И только в 2008-м Хою вернули статус села. Занимался этим первый глава поселения, местный старейшина Хусейн Дебиров, который вместе с другими выходцами из этих мест обратился к республиканским властям с данной просьбой. Сам Дебиров, семью которого депортировали, родился уже в Казахстане, а на малую родину вернулся второклассником. Родители поселились в Шалинском районе, но его отца все равно тянуло обратно в родные места. Летом семья приезжала сюда, всеми правдами и неправдами стараясь восстановить свой дом.

— После депортации на проживание здесь не было запрета, но тогдашние чиновники не давали восстанавливать село, земли были закреплены за министерством сельского хозяйства и отданы колхозам и совхозам. Потом в 1990-е прошли две военные кампании. А в 2008-м, когда по всей республике начались восстановительные работы, был издан указ о присвоении Хою статуса села.

Сейчас в похозяйственной книге администрации жителями числятся 114 человек.

— Но в основном семьи приезжают летом, привозят скот — здесь же замечательные альпийские луга. Одни делают и продают сыр, другие выращивают картофель и морковь, необыкновенно вкусные, — рассказывает нынешний глава поселения Шадид Хасалиев. — Мы сделали для туристов столовую, для приезжающих есть два гостевых домика.

Старейшины поселения прекрасно понимают, что именно туризм поможет возродить село, поэтому на отреставрированные памятники культуры возлагают большие надежды. Восстанавливали их точно в том же виде, в каком они были построены изначально. На боевой башне даже оставили христианский крест, ведь делали ее православные грузинские каменщики.

Имам Хойского поселения знает, где жили его предки вплоть до 21-го поколения. Фото: Владимир Аносов

— Сейчас к нам приезжают из всех регионов страны, были гости из Архангельска, Мурманска, Сыктывкара, Москвы, Санкт-Петербурга и Симферополя, — говорит Хусейн Дебиров. — Даже китайцы дважды приезжали из Гонконга: в первый раз четыре года назад, а второй — год назад. Говорят, очень красиво у нас летом, поэтому и вернулись.

Кстати

Восстанавливали памятники, используя все имеющиеся документы и воспоминания старожилов. Так, сохранились схемы и чертежи, сделанные в 1960-е годы советским археологом доктором исторических наук Владимиром Марковиным. Еще живы старики, которым по 85-90 лет, видевшие памятники до их разрушения. Есть и зарисовки, сделанные местными жителями. Кроме того, сохранилась фотография 1999 года той самой взорванной боевой башни.

Прямая речь

Муслим Байтазиев, руководитель комитета по туризму Чеченской Республики:

— В Хое началось все с того, что меценат и предприниматель из Санкт-Петербурга Юрий Берестов предложил подсветить памятники села. Он сделал это за свой счет. В начале февраля глава региона Рамзан Кадыров заехал в Хой ночью. Он оказался очень впечатлен и дал поручение восстановить данные объекты. Средства выделил Региональный общественный фонд имени Ахмата-Хаджи Кадырова.

В Хое есть новая мечеть, но и в восcтановленной желающие смогут помолиться. Фото: Владимир Аносов

Мы подключили к этой работе республиканские минкульт, миннац и комитет по охране культурного наследия. Собирали все камни, которые находились рядом с сооружениями, и проверяли на наличие петроглифов. Удалось найти 10 таких камней, и мы вмонтировали их в те места, где они находились ранее. Постарались вернуть объектам первоначальный вид. Даже окна и двери заказали по технологии старения дерева. Попытаемся использовать вместо стекла бычий пузырь, но, если это будет не очень практично, возможно, придется поставить современный материал.

Уже отдано поручение главам районов, чтобы они разместили указатели на дорогах, если трасса ведет к достопримечательностям.

Между прочим

Кстати, башня играла не только роль сторожевой. «Ее высота — 18,5 метра, — рассказывает имам. — С нее было видно другую башню на границе с Дагестаном, где тоже постоянно находился сторожевой пост. Начинать Уразу (мусульманский пост) вайнахи могут только, когда увидят зарождающийся месяц. Но с нашей стороны луну никак нельзя было наблюдать, ее видно лишь с южной стороны горы. И когда на башне, которая там находится, видели месяц, они зажигали костер, передавая эту весть. Следом зажигали огонь мы, за нами кезеноевцы, и так весть доходила до Итум-Кали. А оттуда на равнину скакали на лошадях гонцы».